Двадцатые годы. Совершая очередной рейс, видавший виды буксир «Дельфин» попадает в шторм и «садится» на камни. Команда и капитан в панике покидают буксир. И только машинист Самохин остается на борту, чтобы спасти судно…
В городе действует разветвленная сеть наркодельцов, связи которой ведут далеко за пределы республики. В центре внимания правоохранительных органов оказываются сотрудники научно-исследовательского института, где ведутся разработки новейших химических препаратов…
Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Вскоре после ухода отца на фронт умирает мать — и дети остаются одни. И тогда четырнадцатилетняя Любаша берет на себя заботу о младших братьях и сестренках.
Программа «Военная приёмка» продолжает работать в самой горячей точке планеты – в Сирии. На этот раз зрители узнают о современной системе противовоздушной обороны, которая защищает российскую авиабазу и аэродром Хмеймим. Главный её элемент – зенитный ракетный комплекс С-400.
Юрий Алексеевич Слатов, Заслуженный артист России, разумеется, многим отлично знаком именно как артист. Знают его как писателя, как офицера ВДВ, а ныне как заместителя художественного руководителя ансамбля ВДВ «Голубые береты».
В 1984 — 1986 годах лейтенант Слатов проходил службу в Афганистане в должности замполита автотранспортной роты ОБМО (Отдельного Батальона Материального Обеспечения) 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Юрий Алексеевич совершил не один десяток опасных рейсов по дорогам Афганистана, был награждён орденом Красной Звезды.
Желающих поменяться местами с военными водителями, перевозившими по заминированным и регулярно простреливаемым из засад афганским дорогам разные грузы, в том числе горючие и взрывоопасные, вряд ли было много. Вот как описал труд военных водителей пермяк, рядовой Дмитрий Алексеевич Некрасов, служивший водителем БТР 7-й сводной ММГ — мото-маневренной группы Пограничных войск: «Думаю, водители на войне должны быть освобождены от нарядов, для них должны создаваться особые условия элитные. Их надо учить технике грамотными инструкторами. А то всё держалось на нашем энтузиазме и выдумке и зависело от ума и рук каждого, у кого они кривые, у кого золотые. Это при старой технике и отсутствии запчастей было настоящим подвигом трудовым в боевых условиях. Если машина встала – виноват водитель, а если едет этот хлам, от которого зависят жизни и выполнение заданий — это простая норма. Нужно не забывать, что водитель и рискует больше остальных при подрыве, находясь внутри брони или будучи мишенью в кабине грузовика или бензовоза. И пусть будет стыдно офицерам, которые забыли вписать своих водителей в наградные листы».
Разговор с Юрием Алексеевичем зашёл о службе и быте военных автомобилистов, об опасностях, подстерегавших советские автоколонны в Афгане и, конечно, о творчестве, в том числе и о литературном.
Интересующимся литературным творчеством Юрия Алексеевича: группа ВК vk.com/mywarslatov, посвящённая книге Юрия Слатова «Моя война»: все новости, связанные с книгой, в том числе с аудиоверсией — там.
*****
Краткое содержание видеоинтервью:
2:06 — о семье, детстве и юности
3:33 — о грядущей военной карьере, выборе места службы и спорте
6:33 — о дисциплинарном батальоне Северо-Кавказского военного округа
10:10 — о полезном опыте службы в дисбате, зачислении в списки ОБМО и контрабанде
13:52 — о ценности и стоимости водки в СССР и в Афганистане
16:17 — о серьёзных случаях контрабанды, торговле с местным населением Афганистана и возможности «подкалымить»
21:14 — о задачах замполита роты
22:10 — о рейсах от Кушки до Кандагара
26:30 — о «любимых» и «нелюбимых» маршрутах по Афганистану
28:16 — о правилах дорожного движения в Афганистане и военных автоинспекторах
30:54 — о вводе в строй молодых военных водителей
32:06 — о текущем ремонте машин
32:56 — об эксплуатации машин в горно-пустынной местности
35:07 — о минной опасности и инженерном сопровождении армейских автоколонн
38:37 — о связи в автоколонне
40:12 — о награждении и поощрении военных водителей
41:20 — о действиях военных автомобилистов при попадании в засаду
43:10 — об экипировке военного водителя в рейсе и питьевой воде
45:22 — о сапёрах и водителях «наливников»
47:40 — об особом риске и отказе от участия в рейсе
49:00 — о покушении на грузы со стороны местного населения
50:17 — об антифризе, пьянстве за рулём и небоевых потерях
54:03 — о трагедии на перевале Саланг
54:33 — об афганских «сувенирах»
56:08 — о роли и качествах замполитов в СА, о наказаниях и поощрениях
1:02:14 — о награждении орденом Красной Звезды
1:03:12 — о литературном творчестве, разведке, спецназе и чернорабочих афганской войны
1:05:48 — о воспитательном значении рассказов из жизни дисбата
1:07:54 — про гитару, ВДВ и конкурсе солдатской песни
1:18:09 — об «афганских» песнях
1:20:32 — об интересе к Афганской войне в современном обществе и десантнике Слатове
*****
Красный с золотом — в такие цвета окрашена личная история офицера-десантника Осипенко, героя этого выпуска нашего «афганского» сериала. Гвардии полковник Владимир Васильевич Осипенко начинал свою военную карьеру с красных погон суворовца. Красный диплом по окончании суворовского училища открыл дорогу в Рязанское десантное училище. Сияние золотой медали выпускника лейтенанта Осипенко сменилось стальным блеском медали «За боевые заслуги», полученной уже командиром полковой разведроты гвардии капитаном Осипенко за успешное выполнение учебно-боевых задач на учениях «Запад-81». Потом был Афганистан: Кабул, Баграм, Кандагар и Шахджой, первый орден «Красной звезды» и досрочное воинское звание «майор».
Вторую «Красную Звезду» за Афганистан гвардии майор Осипенко получил во время учёбы в Академии имени Фрунзе, завершившейся ещё одной золотой медалью. Комбриг 36-й отдельной воздушно-десантной бригады в Гарболово, а позднее заместитель командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Иваново, снова досрочно получивший воинское звание, на этот раз гвардии полковника. Командовал российским батальоном ООН в Югославии и был награждён медалью ООН «На стаже мира» 3-х степеней.
В этом выпуске товарищ гвардии полковник рассказывает о службе в советских ВДВ, о своих товарищах, об афганских буднях начальника штаба батальона и командира гарнизона в Шахджое.
1:43 — о семье и родителях
3:15 — о поступлении в Суворовское военное училище
6:47 — об окончании Суворовского военного училища и выборе дальнейшей военной стези
9:46 — о поступлении в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознамённое училище
13:21 — о подготовке курсантов РВВДКУ (1973-1977 годы)
15:21 — о качестве базовой подготовки курсантов РВВДКУ. Оценка спустя годы
20:08 — практические случаи в обучении командиров
21:14 — о курсантских мечтах
24:09 — о командирской силе и стремлении в войска
25:26 — офицер Осипенко прибывает в войска. Урок на всю жизнь
29:28 — боевая подготовка начинается. Завоевание авторитета
34:03 — советская разведка ВДВ vs. морская пехота США
37:11 — рэгби как педагогический приём
39:25 — случай с аппендицитом, полковые учения, «золотые руки» и заботу о командире
49:31 — специфика ВДВ и плата за элитность войск
58:07 — о десантном шовинизме
59:10 — 2 августа — день тяжёлый или бассейн с напалмом
1:08:22 — «показуха», невзорвавшаяся граната и встреча с Командующим ВДВ Маргеловым
1:13:12 — из Прибалтики в Афганистан
1:15:32 — об особенностях ведения радиообмена и документации на войне
1:22:47 — о задачах начальника штаба батальона в Афганистане
1:29:01 — о рутине на войне
1:32:40 — о пробуждении лиха, «духовской» реактивной установке и боевых наградах
1:48:01 — о боевых и небоевых потерях на войне
1:50:32 — о пользе внимания и интуиции
1:53:37 — про окончание «кабульской» части командировки, «сборную Бразилии» и трения со спецназом
1:58:10 — про «батальон охраны» и генеральскую проверку
2:05:37 — про «птицу» в Академию
2:06:55 — про итоги и выводы
2:08:13 — о начале писательской деятельности и культурной ценности «9 роты»
2:11:52 — о современной кинопродукции, посвящённой Афганской войне
2:12:57 — что прочесть об Афганской войне
2:14:38 — личная оценка итогов Афганской войны
Представить Афганскую войну без вертолётов Ми-24 — «крокодилов» или «полосатых», как их нередко именовали — просто невозможно. Наш собеседник, лётчик первого класса Валентин Альбертович Гончаров, побывал в Афганистане дважды: сначала в качестве командира экипажа Ми-24, а позже заместителем командира отдельной вертолётной эскадрильи по воспитательной работе.
Выполнил в боевых условиях 920 боевых вылетов с налётом 750 часов. Был дважды награждён орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, грамотой Президиума Верховного Совета СССР. За время службы в Афганистане Валентин Альбертович выполнил ряд специфических боевых задач во взаимодействии с группами спецназа.
Многие уже успели познакомиться с Валентином Гончаровым, посмотрев фрагмент интервью, посвящённый удивительному случаю — осаде повреждённого советского ударного вертолёта, совершившего вынужденную посадку и, вместе с группой спецназа, принявшего бой.
С воспоминаниями Валентина Гончарова об этом эпизоде можно ознакомиться по ссылке: youtu.be/aPNzmP6XCfo
*****
Краткое содержание видеоинтервью:
2:02 — о детских годах и семье
4:12 — об уровне обучения в Сызранском ВАУЛ
5:58 — о переучивании на новые типы вертолётов и этапах карьеры военного лётчика
9:46 — о готовности принять участие в военных действиях
11:36 — о вестях с Афганской войны
12:28 — о службе после окончания лётного училища
17:56 — дорога в Афганистан
19:30 — о неоднократном выполнении интернационального долга
25:04 — о задачах 205-й ОВЭ и практике взаимодействия с группами спецназа
35:55 — об отношении к трофеям и трофейному оружию
39:15 — о специфике дневных и ночных боевых вылетов
44:56 — об особенностях ракетной стрельбы с вертолёта
48:33 — о возможности и необходимости полётов с приборами ночного видения
49:32 — о машинах без нанесённых бортовых номеров
50:20 — о самых распространённых боевых задачах армейской авиации
53:44 — о взаимодействии армейской авиации с авианаводчиками
55:27 — об авианаводчике, вызвавшем огонь на себя
58:30 — о риске нанесения бомбо-штурмового удара по своим войскам
59:33 — о подсчёте боевых вылетов и поощрениях
1:03:08 — об уровне подготовки вертолётчиков в Афганистане и наборе боевого опыта
1:05:34 — о ситуациях, когда «в бой идут одни старики» и предполётных медосмотрах
1:08:23 — о «рабочем дне» боевого вертолётчика в Афганистане и послеполётном отдыхе
1:10:43 — о бытовых условиях жизни и досуге вертолётчиков в Афганистане
1:12:20 — о награждениях, справедливых и не очень
1:15:20 — о ведении воспитательной работы с личным составом и важности политинформации
1:17:53 — о серьёзных проступках и случаях трусости
1:20:52 — о нанесении на боевые машины неуставных рисунков
1:21:24 — об одежде, вооружении и снаряжении, применяемых вертолётчиками во время боевых вылетов
1:24:42 — о борттехниках, уровне нагрузки на членов экипажа и «комфортабельности» рабочих мест вертолётчиков
1:30:27 — об уровне подготовки афганских лётчиков
1:33:18 — о суевериях в среде лётчиков
1:33:49 — о возможности «подлетнуть на орден»
1:36:34 — о пушечной версии вертолёта Ми-24
1:39:44 — об уникальном случае ведения наземного боя вертолётом Ми-24П при поддержке спецназа
1:58:03 — о средствах ПВО, наиболее опасных для боевого вертолёта
2:01:38 — о штатном и не очень применении станции оптико-электронных помех «Липа»
2:06:06 — о средствах спасения экипажей вертолётов и парашютных прыжках
2:09:11 — о средствах авиационного поражения и номенклатуре применявшихся в ходе боевых действий боеприпасов
2:14:18 — о встрече с иностранным самолётом-истребителем
2:19:00 — о последствиях внезапной встречи с птицами
2:21:38 — об освоенных типах вертолётов и личных предпочтениях
2:27:04 — о влиянии Афганской войны на дальнейшее развитие боевых вертолётов
2:28:23 — о тех, кому на Афганской войне было тяжелее всех
2:30:04 — об опыте, вынесенном из Афганистана
2:33:33 — о необходимости советского военного присутствия в Афганистане
*****
Якута Олег — легенда спецназа, захвативший в плен лично более 20 главарей крупных бандформирований, участник более 200 боевых операций, кавалер трех орденов Красной Звезды.
Памяти командира отряда специального назначения
Главного разведывательного управления СССР Евгения Сергеева.
Специальный приз VII-го Международного кино телерадиофестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» за талантливое отображение малоизвестных страниц истории в номинации «Человек и оружие».
В январе 1987 года офицерами и бойцами группы спецназа ГРУ ГШ был захвачен первый ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс) американского производства «Стингер».
После успешного выполнения поставленной задачи несколько участников операции были представлены к званию Героя Советского Союза, но эту награду они так и не получили.
В фильме участвует много людей «с той стороны» — бывшие афганские полевые командиры Хаджи Садар Ака и Мухамад Ареф, сотрудник ЦРУ в 1985--1989 годах Ник Пратт, немецкий кинооператор Диттмар Хак, ходивший с караванами через пакистанскую границу и снимавший бои с нашими. Они рассказывают кто и как воевал против нас, где и каким образом проходила подготовка моджахедов и какие основные задачи у них были, а также о непосредственной роли ЦРУ в подготовке моджахедов. На вопросы отвечают спокойно, откровенно — столько лет прошло, чего уж!
В фильме не только рассказано о подвиге советских военных, но и подняты более глубокие проблемы той войны. В нём показана более широкая геополитическая обстановка, рассказано о том, что происходило в высших эшелонах власти США и СССР, каковы были истинные рычаги и каковы были цели двух сторон в этой войне.
В ролях: Дмитрий Герасимов (генерал-лейтенант в отставке, командир 22-й бригады спецназа в 1985-1988 гг.), Олег Зарывин (лётчик военно-транспортной авиации, ветеран боевых действий в Афганистане), Владимир Ковтун (полковник запаса ГРУ ГШ), Мухамад Ареф (командир отряда моджахедов в Хольме), Хаджи Садар Ака (полевой командир в провинции Логар), Ник Пратт (сотрудник ЦРУ в 1985-1989 гг., ветеран морской пехоты США), Диттмар Хак (военный кинооператор).
Страна: Россия.
Производство: телекомпания «АБ--ТВ».
Год выпуска: 2011.
Шестое видеоинтервью из серии «Мы воевали в Афгане» посвящёно жизни, армейским будням и боевой работе советских миномётчиков. Герою нашего нового видеоматериала, артиллеристу, миномётчику и авианаводчику Андрею Ричардовичу Баранову пришлось, как говорили в прежние времена, полной мерой хлебнуть военного лиха и пройти долгий боевой путь.
Военное училище, курсанты которого произвели тайного советника Менделеева в артиллеристы, служба в «ссыльно-поселенческом» военном округе, война в Афганистане, два ранения, контузия, два ордена Красной Звезды. Потом были развал СССР, Кавказ, боевые действия и боевые награды, «краповый» берет, должность командира группы в управлении специального назначения службы безопасности Президента Российской Федерации, последующая преподавательская и инструкторская работа.